ОСТ 54-4-283.01-93

  • Автор

ОСТ 54-4-283.01-93

Условия транспортировки грузов (основные требования).

Организация перевозок воздушным транспортом.

Грузовые перевозки. Порядок выполнения.

 

Отраслевой стандарт

 

Дата введения 1994-06-01.

 

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования, определяющие порядок выполнения грузовых перевозок на борту воздушных судов, выполняющих полеты в пределах территории Российской Федерации, а также на воздушные суда, принадлежащие Российской Федерации и выполняющие полеты на международных воздушных линиях.

1.2. Действие настоящего стандарта распространяется на все юридические лица независимо от их юридического статуса, ведомственной подчиненности и форм собственности, а также физические лица, осуществляющие и обеспечивающие грузовые перевозки или участвующие в перевозке грузов на борту воздушных судов.

1.3. Действие настоящего стандарта не распространяется на транспортировку воздушными судами грузов на внешней подвеске.

1.4. Условия транспортировки грузов должны соответствовать требованиям ОСТ 54-3-59-92 [6] (приложение А).

1.5. Перевозка опасных грузов производится в соответствии с [4] (приложение А) и настоящим стандартом.

1.6. Требования настоящего Стандарта являются обязательными за исключением п.4.4.3, который является рекомендуемым и приобретает статус обязательного при включении его в нормативную документацию перевозчика или его вышестоящего органа, а также в условия контракта.

1.7. Требования настоящего стандарта должны учитываться при сертификации эксплуатанта и выдаче ему лицензии на выполнение грузовых авиаперевозок.

 

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на нормативную документацию, приведенную в приложении А.

 

3. Определения

В настоящем стандарте использованы термины и определения, приведенные в [6] (приложение А).

 

4. Общие положение

4.1. Объектом воздушной перевозки является груз. Субъектами воздушной перевозки являются юридические лица гражданской авиации (перевозчики) с одной стороны и грузовая клиентура (грузоотправители и грузополучатели) с другой стороны.

4.2. Перевозка грузов воздушным транспортом осуществляется на пассажирских воздушных судах, выполняющих регулярные рейсы в соответствии с расписанием, а также на грузовых воздушных судах по установленным воздушным линиям, заказными и чартерными рейсами в пункты, куда регулярные полеты не выполняются.

4.3. Порядок и условия выполнения перевозок грузов воздушным транспортом регламентируются правилами перевозчика, разработанными и утвержденными в установленном порядке на основании Воздушного кодекса, ОСТ 54-3-59-92 и настоящего Стандарта.

4.4. Правовые взаимоотношения между юридическими лицами гражданской авиации (перевозчиками) и грузовой клиентурой оговариваются в Договоре воздушной перевозки и реализуются на его основе.

4.4.1. Договор воздушной перевозки, его условия и принятие груза к перевозке удостоверяются грузовой накладной.

4.4.2. По договору воздушной перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения в установленный срок и выдать получателю, а отправитель обязуется оплатить перевозку в соответствие с п.7 настоящего Стандарта и выполнять правила, действующие на момент перевозки.

4.4.3. Перевозка грузов воздушным транспортом может осуществляться на основе долговременных соглашений между перевозчиком и грузовой клиентурой, разовых заявок, свободной продажи перевозок.

4.6. Форма перевозочных документов утверждается Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации в установленном порядке.

4.7. К перевозке воздушным транспортом принимаются грузы, характер, упаковка и свойства которых позволяют их транспортировать в условиях воздействия окружающей среды и динамических нагрузок, имевших место в процессе перевозки, и имеющие габариты, обеспечивающие их свободную погрузку, размещение, крепление на борту воздушных судов.

4.8. Перевозка грузов на особых условиях должна регламентироваться специальными правилами, утвержденными в установленном порядке.

4.9. Грузы, принимаемые к перевозке воздушным транспортом, должны соответствовать требованиям, изложенным в [6] (приложение А).

 

5. Обеспечение безопасности полетов при организации перевозок

5.1. Обеспечение безопасности полетов при организации перевозок определяется массой коммерческой загрузки, ее размещением и креплением на воздушном судне, отсутствием на борту запрещенных к перевозке веществ и предметов, надлежащей упаковкой грузов.

5.2. Для обеспечения безопасности полетов при организации перевозок необходимо: а) проведение расчета предельной коммерческой загрузки воздушных судов по каждому рейсу в соответствии с эксплуатационными ограничениями и недопущение ее превышения; б) составление центровочных графиков и размещение коммерческой загрузки на борту воздушных судов в строгом соответствии с ними; в) строгое соблюдение технологии погрузочно-разгрузочных работ с целью предупреждения опрокидывания воздушного судна на земле и создания аварийной ситуации в полете из-за несоответствия расчетной и фактической загрузки или отсутствия надлежащего крепления этой загрузки; г) информационно-справочное обслуживание грузовой клиентуры о правилах перевозок на воздушном транспорте и ответственности за незаконный провоз запрещенных веществ и предметов, актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и других действий нарушающих безопасность полетов; д) строгое соблюдение порядка оформления продажи перевозок с учетом требований соответствующих Государственных органов; е) строгое соблюдение порядка приема, контроля и оформления груза и почты к перевозке и контроль за их надлежащим хранением перед отправкой; ж) контроль за соблюдением требований к упаковке груза.

5.3. Перечень веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, публикуется Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации в установленном порядке.

5.4. Перевозчик имеет право потребовать от грузоотправителя проверки соответствия массы, наименования и содержания груза сведениям, указанным в перевозочных документах, а грузоотправитель обязан выполнить это требование. Перевозчик имеет право произвести дозиметрическую проверку груза. В случае обнаружения доз повышенного радиоактивности груз к перевозке не принимается.

 

5.5. Перевозчик обязан отказать в приеме груза к перевозке, если его тара и упаковка не соответствуют роду и свойствам груза, условиям перевозки, а также неисправны или не обеспечивают сохранность груза и защиту воздушного судна от повреждений в процессе транспортировки.

5.6. Грузоотправитель по требованию перевозчика обязан предоставить необходимые для погрузки и крепления груза приспособления и материалы.

5.7. Перевозчик и грузоотправитель должны обеспечить отсутствие повреждений воздушных судов на земле при погрузочно-разгрузочных работах.

5.8. Перед вылетом перевозчик обязан проверить соответствие масс и фактического размещения коммерческой загрузки требованиям центровочного гра

 

6. Взаимоотношения субъектов перевозки.

6.1. При выполнении перевозки применяются нормы и правила перевозчика, а также тарифы и сборы, которые действуют в день оформления договора перевозки.

6.2. Вопросы, возникающие при взаимоотношениях между субъектами перевозки разрешаются: а) в аэропортах — начальником аэропорта либо лицом, его заменяющим; б) в полете — командиром воздушного судна.

6.3. Грузоотправитель обязан указать в грузовой накладной точные сведения о грузе и приложить к ней все документы для выполнения таможенных, санитарных, карантинных и других государственных требований. Грузоотправитель несет ответственность за правильность сведений о грузе, которые он указывает в грузовой накладной. В целях обеспечения безопасности полетов перевозчик обязан проверить эти сведения.

6.4. Грузоотправитель имеет право: а) получить обратно сданный к перевозке груз до его отправления; б) изменить указанного в грузовой накладной получателя до выдачи груза адресату; в) распоряжаться грузом в случае непринятия его получателем; г) требовать от перевозчика необходимую информацию о перевозке и прибытии отправленного груза; д) предъявить претензию и иск к перевозчику в случае утраты груза при условии представления выданной ему грузовой накладной; е) требовать предоставления воздушных судов под погрузку груза в заранее согласованные с перевозчиком сроки.

6.5. Грузополучатель имеет право: а) требовать от перевозчика выдачи ему груза и грузовой накладной с момента прибытия груза в аэропорт назначения, если до этого не последовало иного распоряжения грузоотправителя; б) отказаться от приема поврежденного или испорченного груза, если будет доказано, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования его по первоначальному назначению; в) предъявить претензию и иск к перевозчику в случае недостачи или повреждения груза при условии предъявления грузовой накладной, следовавшей с грузом, а также в случае утраты груза при условии предъявления грузовой накладной с отметкой аэропорта назначения о неприбытии груза, а при невозможности предъявления такой накладной — документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о его неприбытии; г) требовать от перевозчика необходимую информацию о перевозке и прибытии отправленного груза.

6.6. Перевозчик имеет право: а) проверить содержимое и массу любого грузового места; б) проверить правильность данных, указанных в грузовой накладной; в) передавать груз другим организациям при невозможности выдачи его грузополучателю или отказе последнего от получения груза; г) требовать от грузоотправителя дальнейших распоряжений относительно груза при невозможности его доставки по назначению в установленные сроки и выдачи получателю по причинам, не зависящим от перевозчика; д) приостановить завоз грузоотправителем скоропортящихся грузов в аэропорт в случае ухудшения метеоусловий; е) обязать грузоотправителя вывезти скоропортящийся груз из аэропорта, если по независящим от перевозчика причинам он не может быть отправлен в сроки, обеспечивающие его сохранность; ж) обязать грузоотправителя и грузополучателя предоставить необходимый крепежный материал и рабочую силу для погрузки и выгрузки грузовых воздушных судов; з) отказать в перевозке груза в следующих случаях: необходимости обеспечения безопасности полетов; выполнения требований соответствующих государственных органов; несоответствия тары, упаковки и качества груза установленным требованиям по обеспечению безопасности и сохранности при перевозке; невозможности доставки груза в аэропорт назначения в сроки, указанные грузоотправителем; завозе скоропортящихся грузов в аэропорт сверх согласованных норм ежедневной отправки; отсутствия документов, удостоверяющих качество скоропортящегося груза; невозможности соблюдения условий перевозки скоропортящегося груза, указанных грузоотправителем.

6.7. Грузоотправитель обязан: а) обеспечить предъявление груза к перевозке в заранее согласованные с перевозчиком сроки; б) обеспечить своевременную подготовку и упаковку груза в соответствующую тару, установленную стандартами или техническими условиями; в) устранять в необходимых случаях по требованию перевозчика неисправности тары и упаковки, нарушения пломб; г) выполнять все требования перевозчика, вытекающие из его прав, перечисленных в п.6.6.

6.8. Грузополучатель обязан: а) принять и вывезти из аэропорта прибывший в его адрес груз, а также в необходимых случаях обеспечить его выгрузку из воздушных судов; б) выполнять все требования перевозчика, вытекающие из его прав, перечисленных в п.6.6.

6.9. Перевозчик обязан: а) обеспечить доставку груза в полном объеме в установленные сроки; б) уведомить грузополучателя о прибытии груза в его адрес; в) предоставить воздушные суда под погрузку в заранее согласованные с грузоотправителем сроки; г) немедленно информировать грузоотправителя и грузополучателя о случае нарушения регулярности полетов и невозможности доставки груза по назначению в установленные сроки и потребовать дальнейших распоряжений относительно груза, а также обеспечить его охрану; д) выполнять все требования грузоотправителя и грузополучателя, вытекающие из их прав, перечисленных в п.п. 6.4., 6.5. фика, а также надежность крепления груза. 5.9. В случае изменения коммерческой загрузки непосредственно перед вылетом перевозчик обязан произвести проверку соответствия массы груза предельно допустимым значениям и корректировку центровочного графика.

6.10. На борту каждого воздушного судна должен быть необходимый комплект аварийно-спасательного оборудования.

 

7. Оплата перевозки

7.1. Оплата перевозки производится на основании договора воздушной перевозки. Стоимость перевозки может рассчитываться следующим образом: а) на основе действующих тарифов на перевозку грузов воздушным транспортом; б) в соответствии с порядком, предусмотренным для заказных рейсов; в) исходя из необходимости обеспечения планового уровня рентабельности перевозчика.

7.2. Плата за перевозку взимается при оформлении договора воздушной перевозки.

 

8. Сроки доставки груза.

8.1. Сроки доставки груза воздушным транспортом исчисляются с момента приема его к перевозке в аэропорту отправления до момента извещения грузополучателя о прибытии груза в аэропорт назначения.

8.2. Фактический срок доставки не должен превышать предельный срок транспортировки, указанный в грузовой накладной.

8.3. Груз считается доставленным в срок, гели перевозчик уведомил грузополучателя о его прибытии в аэропорт назначения не позднее, чем через три часа после истечения предельного срока транспортировки.

8.4. Сроки доставки считаются не нарушенными, если задержка произошла по причинам: а) стихийного бедствия; б) невозможности полетов по метеорологическим условиям; в) ограничения полетов по распоряжению соответствующих Государственных органов; г) no другим причинам, не зависящим от перевозчика (актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, несвоевременных поставок авиатоплива другими организациями и т.п.).

8.5. В фактический срок доставки не включаются: а) время задержки отправки груза по вине грузоотправителя; б) время ожидания в аэропорту трансфера отправления груза очередным рейсом в аэропорт назначения по установленному расписанию; в) время задержки в аэропорту отправления или трансфера по требованию соответствующих государственных органов.

 

9. Перевозочные документы.

9.1. В комплект перевозочных документов входят: а) накладная отправителя; б) грузовая накладная; в) корешок грузовой накладной; г) квитанция в приеме груза.

9.2. Накладная отправителя следует из аэропорта отправления в аэропорт назначения вместе с грузом и выдается грузополучателю под расписку в грузовой накладной.

9.3. Грузовая накладная сопровождает груз и после его выдачи остается в аэропорту назначения.

9.4. Корешок грузовой накладной остается в аэропорту отправления для учета выполненных перевозок.

9.5.

Квитанция в приеме груза выдается грузоотправителю в подтверждение договора воздушной перевозки.

9.6. При перевозках скоропортящихся грузов грузоотправитель обязан представить документы, подтверждающие качество груза, а также предельный срок и условия транспортировки, по формам, установленным соответствующими Государственными органами. Номер и дата этих документов указываются в грузовой накладной.

9.6.1. Удостоверение о качестве составляется в день погрузки и заверяется печатью грузоотправителя.

9.6.2. Сертификат выдается Государственной инспекцией по качеству вместо удостоверения о качестве при предъявлении груза или после проверки состояния груза, имевшего удостоверение о качестве, если у перевозчика возникли сомнения в качестве груза.

9.6.3. Ветеринарное свидетельство предъявляется на скоропортящиеся грузы животного происхождения.

9.6.4. Карантинный сертификат предъявляется, если груз отправляется из районов, в которых действуют карантинные ограничения. Карантинный сертификат хранится в аэропорту отправления.

9.6.5. Удостоверение о качестве, сертификат, ветеринарное свидетельство и дубликат карантинного сертификата сопровождают груз в аэропорт назначения.

 

10. Нормы естественной убыли.

10.1. Нормы естественной убыли при перевозке воздушным транспортом устанавливаются постановлениями соответствующих Государственных органов, объявляемыми указаниями Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, и являются неоспоримыми для грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков.

Примечание — Нормы естественной убыли не могут быть установлены в одностороннем порядке или на основе каких либо соглашений между заинтересованными сторонами.

10.2. Естественная убыль исключается в пределах фактического срока доставки груза с округлением до целых часов.

10.3. Предварительное списание естественной убыли не допускается.

 

11. Оформление не сохранных перевозок.

11.1. Факты утраты, повреждения, порчи и хищения грузов, повреждения или порчи имущества перевозчика и другие случаи, которые могут привести к имущественной ответственности грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика оформляются коммерческими актами.

11.2. Основанием для составления Коммерческих актов являются:

а) несоответствие наименования, массы или количества мест груза данным, указанным в грузовой накладной;

б) повреждение или порча груза;

в) обнаружение груза без документов или документов без груза;

г) возвращение перевозчику правоохранительными органами похищенного груза;

д) вскрытие или опломбирование грузовых мест из-за обнаружения неисправностей.

11.3. Коммерческий акт составляется немедленно при обнаружении обстоятельств, требующих удостоверения.

 

12. Основные принципы ответственности при перевозке грузов.

12.1. Ответственность при воздушных перевозках определяется условиями договора воздушной перевозки. Основные принципы ответственности устанавливаются (5) (приложение А) и протоколами, дополняющими и изменяющими ее, гражданским законодательством, настоящим Стандартом и изданными в их развитие нормативными документами.

12.2. Перевозчики и грузовая клиентура несут ответственность за выполнение обязательных требований настоящего Стандарта, Воздушного Кодекса и Правил перевозок в установленном порядке.

12.3. Воздушная перевозка охватывает период от момента приема груза к перевозке до момента его выдачи грузополучателю.

12.4. Пределы ответственности перевозчика устанавливаются в соответствии с действующими международными соглашениями и гражданским законодательством Российской Федерации.

12.5. Перевозчик несет имущественную ответственность перед грузовой клиентурой за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза с момента приема его к перевозке до выдачи получателю или передачи согласно установленным правилам другой организации, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения вреда или что такие меры невозможно было принять.

12.5.1. За утрату и недостачу груза перевозчик несет ответственность в размере его действительной стоимости.

12.5.2. За повреждение и порчу при перевозке перевозчик несет ответственность в сумме, на которую понизилась стоимость груза.

12.5.3. При утрате или недостаче перевозчик, наряду с возмещением действительной стоимости, возмещает плату, взысканную за перевозку утраченного груза, если она не входит в цену этого груза.

12.6. Перевозчик освобождается от ответственности если утрата, недостача, повреждение или порча груза произошли вследствие: а) действий и упущений отправителя или получателя; б) скрытых недостатков тары и упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза; в) сдачи груза к перевозке без указания в грузовой накладной специальных условий транспортировки; г) обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя; д) непринятия необходимых мер к сохранению груза уполномоченными отправителем лицами, сопровождающими груз; е) естественной убыли груза в пределах установленных норм при перевозке.

12.6.1. Перевозчик освобождается от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной таре и упаковке или контейнерах и пакетах с исправными пломбами отправителя, а также порчу такого груза, прибывшего с соблюдением сроков доставки.

12.7. Ответственность за просрочку в доставке груза устанавливается Воздушным кодексом.

12.7.1. Перевозчик освобождается от ответственности за несоблюдение сроков доставки груза в соответствии с положениями раздела 8 настоящего стандарта.

12.8. Грузоотправитель и грузополучатель несут имущественную ответственность за вред, причиненный по из вине перевозчику или другим лицам, за которые и перед которыми перевозчик несет ответственность, в том числе за вред, причиненный в результате неисправности, неточности и неполноты сведений о грузе, указанных в грузовой накладной, включая случаи ее заполнения перевозчиком по просьбе грузоотправителя, а также за несвоевременное получение и вывоз прибывшего груза.

12.9. Ответственность за неподачу под погрузку воздушных судов и за непредъявление к перевозке груза перевозчик и грузоотправитель несут друг перед другом согласно заключенного договора на перевозку.

12.9.1. Перевозчик освобождается от ответственности за неподачу воздушных судов под погрузку, если это произошло вследствие стихийного бедствия, а также невозможности полетов из-за неблагоприятных метеорологических условий.

12.9.2. Грузоотправитель освобождается от ответственности за непредъявление груза к перевозке, если это произошло в результате стихийного бедствия или аварии на предприятии, вызвавшей прекращение производства на срок не менее трех дней.

12.10. Грузоотправители и грузополучатели несут имущественную ответственность перед перевозчиком за повреждение воздушных судов при погрузо-разгрузочных операциях, выполняемых их силами и средствами в размере действительной стоимости повреждения.

12.11. Порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензий и исков, а также исковая давность устанавливаются Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

13. Принципы контроля за порядком выполнения перевозкам.

13.1.

Контроль за выполнением настоящего Стандарта возлагается на Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

13.2. Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по результатам проверок за систематическое нарушение обязательных требований Стандарта вправе лишить виновное юридическое лицо, осуществляющее грузовые авиаперевозки, лицензии на право эксплуатации воздушных линий и обслуживания грузовой клиентуры.

 

Приложение А (СПРАВОЧНОЕ)

Библиография

1. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 № 2300/1-1.

2. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандарта.

3. Система качества. Сборник нормативно-методических документов. ГОСТ 40.9001 — ГОСТ 40.9003 (ИСО 9001 — ИСО 9003).М., Госстандарт, 1989.

4. Doc 9284-AN/905. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. ИКАО, 1993.

5. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок. Варшава, 12.10.29.

6. ОСТ 54-59-92 Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Условия транспортировки грузов. Основные требования.

7. Doc 9051-AN/896. Техническое руководство по летной годности. ИКАО, 1987.

8. Doc 8335-AN/3. Руководство по процедурам эксплуатационной сертификации и инспекции. ИКАО , 1983.

9. Cargo cervices conference resolutions manual. Montreal-Geneva, IATA, 1990.

10. Воздушный кодекс Союза ССР , М ., 1983.

 

ОСТ 54-4-283.01-93 Условия транспортировки грузов (основные требования). Организация перевозок воздушным транспортом. Грузовые перевозки. Порядок выполнения.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.